Готовим.РУ Готовим.РУ

Новинка 18.4.2024



Постные рецепты: что можно есть в Пост

Ренуар. Привычки художника


Большинство французских писателей и художников оттого хорошо писали, что хорошо питались и знали толк в еде и выпивке. Это относится не только к таким знаменитым гурманам, как Дюма или Золя, но и к менее известному на кулинарной ниве Огюсту Ренуару. Пробел в наших представлениях на этот счет с лихвой восполняет вышедшая на русском языке переводная книга «Ренуар. За столом импрессиониста», которую мы начали обсуждать на предыдущей неделе.

Ренуар, человек безупречного вкуса, и в еде придерживался принципа разумной достаточности. Когда он с женой поселился в сельском доме в провинции Шампань, то вполне удовлетворялся провинциальной французской кухней, которая и составляет настоящую славу Франции. «Как можно жаловаться, - писал художник, - если у вас есть все, что нужно разумному человеку для счастья… Кладовые не пустуют, и всегда есть родственник, друг или знакомый, который с удовольствием выпьет с вами бутылочку пино». Под знаменитое розовое пино из Шампани жена Ренуара готовила множество простых и вкусных сельских блюд.

Вся еда в доме Ренуаров готовилась в большом камине. В одном его углу тушилось рагу, в другом служанка раскаляла утюг для глажки; посредине прямо над огнем была подвешена большая чугунная кастрюля, в которой булькал суп.

Помимо мяса, которое художник любил жареным на углях, Ренуар обожал запеченные в золе картофель и каштаны. Из местных блюд отдавал должное красной фасоли с салом. К такому же столу приучал детей, один из которых вспоминал, что в детстве терпеть не мог фасоль; так его кормили ей каждый день, пока не полюбил.

Настоящей страстью Ренуара было участвовать в выпечке хлеба, который пекли в большой печи, расположенной в одной из жилых комнат. Муку доставали из большого, украшенного резьбой дубового заря. Как только камни в печи раскалялись докрасна, туда ставили все, что требовалось печь и жарить, – и караваи хлеба, и свиной окорок, и огромные пироги с фруктами и ягодами: вишней, сливой, черной смородиной. Больше всего Ренуар любил пироги с инжиром: парижане, по его словам, о таких и не слыхивали.

Простота вкусов художника, впрочем, не исключала требовательности и даже капризов. Так, Ренуар не признавал эмалированную посуду. В молодости он ел яичницу в одной гостинице, и в тарелке попался кусочек отколовшейся эмали. Этот пустяковый случай он запомнил на всю жизнь, и если узнавал, что прислуга приготовила какое-то блюдо в эмалированной кастрюле, еду тотчас выбрасывали, а нерадивой служанке приходилось готовить заново.

К сервировке стола Ренуар также относился очень просто. Как он любил повторять, «для того, чтобы съесть яйцо всмятку, вовсе не обязательно выстраивать батарею стаканов и бокалов и выкладывать множество вилок и ножей». Правда, была у него одна слабость: для того, чтобы очищать фрукты, художник пользовался исключительно серебряным, а не стальным ножом. Такую привычку трудно считать капризом, поскольку нержавеющей сталью в те времена не пользовались, а от обычной груша или яблоко приобретают неприятный металлический привкус.

Зато еще одно требование Ренуара можно бесспорно считать уникальной прихотью. Когда нанимали кухарку, непременным требованием художника было, чтобы ее кожа… не отражала свет, т.е. попросту говоря, не блестела. Лоснящееся лицо поварихи оскорбляло эстетический вкус импрессиониста, и есть ее стряпню он был не в состоянии. Ну что же, мог себе позволить.

реклама


Голосование