Готовим.РУ Готовим.РУ

Новинка 20.4.2024



Постные рецепты: что можно есть в Пост

Ренуар. За столом импрессиониста


Огюст Ренуар, отправляясь писать пейзажи в пригородах Парижа, брал с собой плетеную корзинку, в которой лежали краюха хлеба, куриная ножка, кусок сыра «Бри» и фляжка с вином. Об этой похвальной традиции великого художника можно узнать из недавно вышедшей в Москве в издательстве «Кристина & K» прекрасной книги «Ренуар. За столом импрессиониста». Таких книг у нас, кажется, еще не издавали. Три французских автора – писатель, повар и фотограф – собрались вместе, чтобы сделать настоящий подарок гурману: о жизни и вкусах Ренуара вы узнаете из книги, которая, помимо репродукций его картин, содержит фотографии французской глубинки, а также рецепты всех блюд, которые упоминаются в этом издании. В общем, получилась очень вкусная книга о вкусной жизни выдающегося человека. Одновременно это еще и путеводитель по настоящей французской кухне, которая в своих лучших проявлениях является поразительно простой, о чем, разумеется, никогда не догадаешься при посещении так называемых французских ресторанов в Москве.

В молодости Ренуар учился искусству вкусно есть в сельских харчевнях на берегу Сены. Ныне таких кабачков практически не сохранилось, а в 60-е годы XIX века из было множество, и, как убедительно доказывает обозреваемое нами издание, без них не было бы импрессионистов. Одно из таких заведений называлось «Харчевня матушки Антони», получившее бессмертие благодаря одноименному полотну Ренуара. Именно матушка Антонии укладывала импрессионисту корзинку со снедью, когда он отправлялся на пленер. «Пейзаж – это вид спорта», - говаривал Ренуар, и это не было преувеличением: бывало, ему приходилось проходить по 60 километров от Парижа до деревни, где как раз находился памятный трактир. Помимо вкусной деревенской кухни, харчевня отличалась от других ей подобных тем, что на ее закопченных стенах красовались без рам некоторые из картин, которые сегодня стоят миллионы долларов и украшают собой лучшие собрания мировых музеев. А тогда безвестные, нищие молодые художники расплачивались за стол с матушкой Антони своей мазней.

Если бы не импрессионисты и круг их друзей, оставивших подробные описания парижских пригородов, возможно, мы сегодня ничего не знали бы о том, как едали полтора века назад в этих живописных краях. Сохранились, правда, путеводители по Парижу и окрестностям тех лет, но, по странному обычаю XIX века, названия ресторанов в них не упоминаются, а лишь содержатся намеки на те места, где можно вкусно поесть. Зато поименно перечислены имена молодых женщин свободного поведения, или «лягушек», как их тогда именовали.

От тех романтических времен остались картины Ренуара, само название которых связано с едой: «После завтрака», «Завтрак гребцов» и т.п. Знаменитое полотно «Завтрак гребцов» говорит нам о том, что за полтора века нравы, к сожалению, сильно изменились. Стол уставлен бутылями с красным домашним вином; тарелки с грушами и виноградом намекают на то, что кисть художника запечатлела миг, когда трапеза уже подходила к концу. Но, судя по лицам сотрапезников, она была несколько более обильна, чем сегодняшний парижский завтрак, который не предполагает ничего, кроме кофе и булочки с джемом.

реклама


Голосование