Готовим.РУ Готовим.РУ

Новинка 1.5.2024



Постные рецепты: что можно есть в Пост

Возвращение армянского бренди


Киеран Кук
Ереван, для Би-би-си

Зарубежные инвестиции нужно делать вовремя. И француз Пьер Ларетч, генеральный директор армянской фирмы Yerevan Brandy Company, думал, что он сделал самую большую ошибку в своей карьере.

В середине 1990-х годов только что провозгласившая независимость Армения начала программу приватизации государственных предприятий.

Ларетч, работавший тогда менеджером во французской корпорации по производству напитков Pernod Ricard, был послан в Ереван из Парижа, чтобы оценить потенциал самого престижного предприятия в Армении, Ереванского коньячного завода.

"Я рекомендовал, чтобы Pernod Ricard выплатила 30 млн. долларов за предприятие, - говорит Ларетч. - Сразу за этим последовал кризис рубля, и продажа коньяка в России - нашем главном рынке сбыта - уменьшилась на 75%. Неожиданно у нас оказались тысячи бочек непроданного коньяка".

Возрождение

К счастью для Yerevan Brandy Company, Pernod Ricard и самого Ларетча, ситуация сильно изменилась.

Российский потребительский рынок, куда поставляется 85% продукции, оживился. Производство бренди выросло с 1,7 млн. литров в 1998 года до 4 млн. литров в 2004-м.

Для Армении, с ее менее чем тремя миллионами жителей и немногими природными ресурсами, где в год на душу населения приходится меньше 600 долларов, каждый иностранный инвестор на счету.

Успеху Pernod Ricard предшествовали трудные годы.

"Вначале местные жители довольно враждебно относились к тому, что иностранцы получили контроль над предприятием, считавшимся гордостью Армении, - рассказывает Ларетч. - Нам нужно было показать, что мы пришли сюда надолго, а не за скорой и легкой прибылью".

Судебные тяжбы

Ереванский коньячный завод был основан в 1887 году. В советское время в предприятие денег не вкладывали. Главная марка Yerevan Brandy Company - "Арарат" - использовалась многими другими производителями бренди, в основном в России.

Pernod Ricard пришлось пройти через серию судебных тяжб, чтобы получить эксклюзивные права на эту марку.

Нужно было также вселить уверенность в армянских виноделов - крестьян, едва сводящих концы с концами и полностью зависящих от продажи выращенного, - что компания продолжит покупать у них виноград.

"Несмотря на спад на рынке, мы продолжали закупки винограда, - говорит Ларетч. - Как-то даже из-за продолжающегося производства и снижения продажи у нас скопилось продукции на 40 лет вперед".

"Природная деловитость"

С улучшением дел на рынке сбыта - речь идет в основном о России, Украине и Белоруссии - Yerevan Brandy Company стала совершенствовать производство. В 1998 году у компании был один компьютер, теперь их 200.

"Армяне очень способные менеджеры, - говорит Ларетч. - Они отличаются природной деловитостью, так что из 500 работников, только пятеро из Франции".

Для обеспечения качества бренди и защиты местных виноделов правительство страны пять лет назад настояло на том, чтобы для производства армянского бренди использовался только виноград, выращенный в Армении.

"Таким образом гарантируется уникальность армянского бренди, - говорит Ларетч. - Правда, тут возникает проблема: теперь у нас ощущается нехватка винограда, и цены на местную продукцию растут".

Мнение винодела

Акоп Карапетян выращивает виноград на небольшом участке в Араратской долине, главном винодельческом районе страны.

В начале 90-х, когда Армения переживала серьезные экономические проблемы, Карапетян был вынужден выкорчевать виноградник и засадить участок овощами, чтобы его семья могла выжить.

Как и во многих армянских семьях, двое детей Акопа Карапетяна были вынуждены покинуть страну в поисках заработка.

Жизнь стала не намного легче, но, по меньшей мере, в семье Карапетянов сегодня появились деньги.

"В старое время мне приходилось сдавать виноград на завод по любой цене. Теперь у нас долговременный договор и согласованная минимальная цена, - говорит он. - Хотелось бы заработать побольше, но, во всяком случае, на еду хватает".

Пьер Ларетч уверен, что армянский бренди способен конкурировать не только на пост-советском пространстве, но и мировом рынке.

"Во время Ялтинской конференции, Черчиллю так понравился армянский бренди, которым его угостил Сталин, что он попросил присылать ему несколько ящиков в год, - добавляет Ларетч. - Это очень хороший напиток, мирового уровня".

Источник // BBC

[an error occurred while processing this directive]

реклама


Голосование