Готовим.РУ Готовим.РУ

Новинка 30.4.2024



Постные рецепты: что можно есть в Пост

Винный погребок / БУТЫЛОЧНАЯ ПОЧТА


БУТЫЛОЧНАЯ ПОЧТА

Все, что написано на винной этикетке, адресовано каждому

Сплошь и рядом торговля предлагает нам за весьма внушительные цены вино, которое, вполне вероятно, вызовет за столом жестокое разочарование. Но можно приобрести и вполне приличную бутылочку, если уметь прочитать этикетку


Бутылка

Сначала напомню принятую у нас классификацию вин, которые делятся на ординарные, выпускаемые в продажу на следующий после сбора урожая год, марочные, изготовленные из отборных сортов винограда и выдержанные два-три года, и коллекционные, выделанные особо тщательно и после разлива по бутылкам выдержанные еще 6 -- 7 лет в погребах производителя. Стоят они соответственно раз в 5 -- 10 дороже, но найти их в продаже практически невозможно. Еще одна очень важная подробность: под термином «столовое вино» у нас понимают вино натуральное, то есть некрепленое. В Европе этот термин имеет другое значение.

На этикетке любого вина, производимого в странах Европейского союза, должна быть обозначена принадлежность к одной из двух основных категорий: вина «столовые» («vin de table» по-французски или «vino di tavola» по-итальянски), соответствующие нашим ординарным, и вина, имеющие право на фирменное «гарантированное» наименование и соответствующие нашим марочным.

Иерархия французских вин значительно сложнее: они делятся на четыре категории, высшая из которых сама делится еще на шесть подкатегорий. В самом низу находятся ординарные вина с пометкой: «vin de table» («столовое вино») и «vin de pays» («местное вино»). Вместе они соответствуют европейской категории «столовое вино».

Виноград

Нашей категории марочных вин соответствуют две следующие французские (по возрастающей): «Appellation d'originie vin delimite de qualite superireure», которые производятся виноградниками, растущими на строго определенном аттестованном участке с ограниченной производительностью и характерными для данной местности сортами винограда. При этом превышение установленного предела урожайности влечет немедленное лишение производителя права ставить на свои бутылки этикетку этого класса. И, наконец, категория «appellation d'origine controlee», т. е. «контролируемое наименование по происхождению», внутри которой есть своя шестиступенчатая иерархия. Чтобы разобраться в этой головоломке, надо знать основной принцип: чем меньше географическая единица, фигурирующая в (гарантируемом) наименовании, тем выше класс вина: регион (Бордо, Бургундское, Кот-дю-Рон, Шампанское и т. п.), затем зона внутри региона, например, Ко-де-Бон (Бургундское) или Медок (Бордо), потом местность, или, как говорят французы, «деревня» -- «village», например «Божоле-Виляж», и коммуна -- Сен-Шиньян, Марго и т. п. Трудность в том, что надо знать, что Марго -- это маленькая коммуна в Медоке, который в свою очередь является частью Бордоского региона.

    Этикетка 1

    Астия -- один из лучших районов провинции Пьемонт, где производятся самые знаменитые вины Италии. Вино «Барбера» производится в нескольких районах, но лучшим считается «Барбера д,Асти».

Наконец, вершина этой длинной лестницы престижа и качества: право на фирменную марку «крю», которая в Бордо может быть «высшей», «первой» и так до «пятой», а в Бургундии «высшей» или «первой». В виноградниках Божоле производятся только (по возрастающей) «Божоле», «Божоле-Виляж» и 10 «крю», которые надо знать по названиям (например, «Бруйи», «Моргон», «Ренье» или «Сент-Амур»). Дополнительной гарантией качества служит еще и приписка «разлито в бутылки в замке» или «во владении» (mis en bouteille an chateau), то есть непосредственно производителя.

Итак, французские вина называются по месту происхождения, а не по сорту винограда, из которого они изготавливаемы, что отличает их от принятых во многих странах «Каберне», «Мерло» и прочих «алиготе». Французы исходят из того, что качество вина и его индивидуальные особенности зависят не только и даже не столько от сорта винограда, сколько от соответствия этого сорта почве, на которой растет лоза, от освещения, розы ветров, влажности и множества других деталей, не говоря уже об умении и старании конкретного виноградаря и винодела.

    Этикетка 2

    Пометка на этикетке «ризерва» говорит о том, что после выдержки в бочке не менее трех лет выдерживалось в бутылках. Вино «Бароло» бывает только «ризерва».

Кроме того, большинство французских вин производятся не из одного, а из нескольких сортов винограда, что и дает им их неповторимое богатство, полноту и совершенство. Так в состав знаменитого «Шатонеф-дю-Пап» входит 13 сортов, а большинство бордоских вин составляются из 3 -- 5 сортов (основными являются каберне совиньон, каберне фран и мерло).

При этом границы виноградника, имеющего право производить вино с данным названием, строго определены,как и сорта выращиваемого на них винограда. В результате во Франции производятся тысячи марок вин. Хороший виноград растет на очень бедной почве. Виноград, из которого делают уже упомянутый «Шатонеф-дю-Пап», растет в каменистой пустыне. Цепляясь за жизнь, растение пускает глубокие корни и дает великолепные, насыщенные солнцем плоды. Дождевая вода не задерживаясь проходит сквозь такой грунт вглубь, не успевая насытить спелые плоды и разбавить сконцентрированный в них сахар. На плодородной почве урожайность винограда выше, но качество получаемого из него вина несравненно хуже. В 1441 году повелитель Бургундии герцог Филипп Добрый своим эдиктом запретил сажать виноградники на плодородных землях. В 1731 году Людовик XV запретил расширять виноградники. И сейчас любая погоня за количеством наказуема лишением права на марку.

    Этикетка 3

    Что должно быть на этикетке

    Наименование производителя (необязательно)
    Разлито по бутылкам производителем (необязательная информация, служащая обычно определенной дополнительной гарантией качества)
    Контролируемое наименование. В данном случае «Ширубль», один из десяти «крю» Божоле
    Сделано во Франции (обязательно)

Так что, когда вы увидите на прилавке в Москве ценник с претенциозной надписью «Элитное вино из Франции -- 70 тыс. руб.», а на этикетке помечено: «Vin de table», знайте, что вас бесстыдным образом обманывают -- это не обязательно плохое, но тем не менее простенькое, дешевое вино, красная цена которому 1 -- 2 доллара за литр и которое скорее всего даже и не французское, а только составленное во Франции из низкосортных вин стран ЕС.

    Этикетка 4

    Если вино сделано из винограда Шардоне -- оно носит наименование по месту, как в данном случае «Макон-Виляж». Это переходная ступенька от ординарного белого Бургундского к «крю».

Итальянские виноделы подходят к своей продукции проще. Здесь всего три категории, очень похожие на нашу классификацию: самое простое ординарное вино может производить и продавать кто угодно; вина же «контролируемого происхождения» (Denominazione di origine controllta), производимые аттестованными виноградниками, и вина «гарантированного и контролируемого наименования» (Denominazone controllta e garantita) соответствуют нашим марочным. К ним относятся такие чудесные марки, как «Бароло», «Барбареско», «Вальполичелла», «Асти» и «Кьянти». Приписка «riserva» говорит о выдержке не менее трех лет, а «classico» о высоком престиже виноградника-производителя. Престижные вина Италии, «классико», продаются в бутылках типа «бордо», а более легкие и рано созревающие ординарные вина в традиционных оплетенных бутылках большой емкости (от 1 л и более).

Картина Ван Гога

В Испании в большинстве винодельческих районов сейчас созданы похожие на французские контрольные советы «Consejos reguladores», признание которыми прав на фирменное наименование за районом или конкретным виноградником также дает гарантии качества. Приписка «vino de mesa» (церковное вино) говорит о том, что это вино натуральное.

Этикетка -- та самая одежка, по которой вино встречают. Поэтому большинство производителей не жалеют затрат на ее оформление. Забавная история приключилась с этикеткой урожая 1993 года «Шато Мутон-Ротшильд», одной из пяти первых марок Верхнего Медока (Бордо). Ее оформление всегда заказывается лучшим художникам, и они сами по себе являются предметом коллекционирования. На вине 1993 года воспроизведен графический этюд Балтуса. Каково же было потрясение баронессы Филиппы де Ротшильд, когда она узнала, что ввоз ее вина урожая 1993 года в США запрещен... как пропаганда порнографии! Картина была обнаженной натурой, а изобретатели кока-колы не усмотрели разницы между порнографией и живописью... Баронесса нашла выход, спешно сменив на заказанных американцами 30 тысячах бутылок художественные этикетки на простые. По всему миру вино, естественно, разошлось с художественной этикеткой, а американские покупатели, получившие вместо нее не имеющую никакой художественной ценности бумажку, были в бешенстве.

    Этикетка 5

    Та самая этикетка «Шато Мутон-Ротшильд» урожая 1993 года (Бордо), вокруг которой разгорелся «скандал о порнографии».

Виноград каждого урожая индивидуален и неповторим. Издаются специальные календари по сортам вин, где каждому году выставляются оценки. Эти рекомендации, однако, носят только ориентировочный характер. Очень многое зависит и от производителей: иной винодел способен загубить исключительно удачный урожай, а другой добивается отличных результатов и в весьма скромный год. Поэтому все уважающие себя производители ставят на этикетке не загадочную «выдержку», как у нас, а год урожая, хотя такая пометка и не обязательна. Но если ее на этикетке французского вина нет -- значит, это низкосортный ширпотреб. За большим возрастом вина гнаться следует далеко не всегда, чаще важнее бывает знать, насколько удачным был для данного виноградника год.

Сергей КОЛМАКОВ

Статья предоставлена журналом ОГОНЕК

реклама


Голосование